По заказу Горьковской железной дороги компания «ЛИС» осуществила разработку комплекса программно-аппаратных средств, внедрение которого позволяет решить важные для объектов ОАО «РЖД» задачи, а именно:
• автоматизировать процесс учета прибывающих или проходящих через станцию железнодорожных составов;
• обеспечить долговременное хранение данных и доступ к ним необходимого количества пользователей, в том числе и удаленных;
• обеспечить формирование протоколов событий в соответствии с определенной структурой, необходимых для оперативного получения статистических отчетов по заданным параметрам (например, за выбранный временной период).
Предложенный комплекс был успешно введен в эксплуатацию силами специалистов компании «ЛИС» на станции «Горький-Сортировочный». Основой данного решения стала разработанная Компанией ISS система распознавания номеров железнодорожных вагонов «Транзит-Инспектор».
На сегодняшний день на контрольном пункте станции «Горький-Сортировочный» организовано 4 канала распознавания.
Программное обеспечение системы «Транзит-Инспектор» обеспечивает одновременное по каждому видеоканалу распознавание одного и того же номера, нанесенного в соответствии со стандартами ОАО «РЖД» непосредственно на борта вагонов и цистерн, а также на железнодорожные платформы и основания вагонов. Результаты распознавания по каждому видеоканалу экспортируются в отдельную базу данных. В ближайшем будущем, благодаря специально разработанной утилите-«консолидатору», будет реализована совместная обработка всех получаемых данных для предоставления единственно верного результата распознавания и формирование единого отчета в соответствии с установленной формой. Эта новая возможность позволит повысить процент распознавания, решив проблемы при работе системы с загрязненными номерами: ситуация, когда все 4 номера, нанесенные на разных частях вагон окажутся «нечитаемыми», маловероятна. Еще одним преимуществом станет существенное повышение удобства при работе операторов с единым протоколом событий.
Условия, в которых необходимо было обеспечить высокое качество распознавания стабильную работу созданного компанией «ЛИС» комплекса технических средств и программного обеспечения, потребовали особого подхода при его реализации на объекте.
Для защиты видеокамер от хищения и повреждения, предотвращения возможных случаев вандализма, их пришлось поместить в специальные ящики.
В свою очередь ящики с видеокамерами крепятся к станинам, которые установлены по обеим сторонам железнодорожного пути на бетонном фундаменте, который позволяет исключить вибрацию оборудования (видеокамер) при прохождении состава.
На станинах с помощью специальных механизмов крепятся также светильники, обеспечивающие достаточный для распознавания номеров вагонов в ночное время уровень освещения.
Особенностью проекта является использование датчиков инфракрасного луча (которые устанавливаются на станинах параллельно оптической оси видеокамер) для осуществления подсчета вагонов. Этот способ обеспечивает определения границ вагонов, а, следовательно, и регистрацию факта прохождения каждого из них при любых, даже самых неблагоприятных, внешних условиях.
Необходимо особо подчеркнуть, что все описанные приспособления были спроектированы и изготовлены непосредственно специалистами компании «ЛИС», высокий профессионализм которых позволил успешно реализовать предложенное решение на этом сложном объекте.
Комплекс автоматической регистрации прибывающих на станцию «Горький-Сортировочный» железнодорожных составов стал частью единой локальной вычислительной сети Горьковской железной дороги, обмен данными с которой осуществляется по средствам волоконно-оптической связи.
При прохождении состава через пункт контроля соответствующая видеозапись и отчет с результатами распознавания номеров и сопутствующими данными о времени, количестве вагонов отображается на экране рабочего места оператора.
По словам технического директора компании «ЛИС» А. Соловьева использование системы «Транзит-Инспектор» позволило разработать решение, удовлетворившее Заказчика по всем параметрам, готовое для дальнейшего внедрения и на других станциях Горьковской железной дороги. При этом среди предоставляемых системой преимуществ им были выделены такие ее особенности как интегрируемость для работы в составе сложившейся информационно-автоматизированной структуры объекта и взаимодействия с технологическим оборудованием и датчиками, а также масштабируемость для создания территориально распределенных решений.