11.11.2024 12:48
Аналитика.
Просмотров всего: 16238; сегодня: 4.

11 ноября 1837 г. было открыто движение Санкт-Петербург - Царское Село

11 ноября 1837 г. было открыто движение Санкт-Петербург - Царское Село

11 ноября 1837 года было открыто движение по первой в России железной дороге. Поезда следовали по маршруту Санкт-Петербург - Царское Село. Подготовка к созданию первой в России железнодорожной сети началась 7 февраля 1857 года, когда император Александр II издал соответствующий указ. Времени на долгие обсуждения не было, ведь по Европе и Новому Свету в то время уже вовсю ходили поезда.

"Железные дороги признаны ныне всеми сословиями необходимостью для империи", - говорилось в императорском указе.

По императорскому указу предполагалось строительство четырех крупных веток: от Петербурга до Кенигсберга через Варшаву; от Москвы до Нижнего Новгорода; от Москвы до Феодосии через Курск, четвертая ветка должна была вести в латвийский город Либаву, линию собирались вести от Курска или Орла.

Таким образом, реализация проекта позволяла соединить железнодорожными линиями самые крупные города на западе и в центральных регионах империи, а также обеспечить связь с европейскими государствами. По проектам, линии должны были пройти через 26 губерний.

Указ Александра II высшие чиновники и промышленники восприняли спокойно и даже позитивно. А ведь за 20 с небольшим лет до указанных событий отец Александра II - Николай I - был вынужден преодолевать невероятный прессинг со стороны вельмож, доказывая им, что железные дороги империи необходимы. Чиновники же приводили бесчисленные аргументы против строительства, начиная от заоблачной стоимости работ и заканчивая перспективами того, что извозчики, среди которых было немало крепостных, станут массово разоряться и не смогут платить подати своим владельцам.

Но Николай был непреклонен и добился того, что 11 ноября 1837 года было открыто движение по Царскосельской железной дороге, соединяющей Петербург и Царское Село. Дорога эта быстро стала популярной, правда, петербуржцы воспринимали ее поначалу как развлечение, поэтому дорога работала в убыток. В 1840 году началось движение на первом участке Варшаво-Венской железной дороги, а в 1851 году поезда пошли из Петербурга в Москву.

С тех пор миновало шесть лет, и мнение элит кардинально поменялось.

"Железные дороги, в надобности коих были у многих сомнения еще за десять лет, признаны ныне всеми сословиями необходимостью для империи и сделались потребностью народною, желанием общим, настоятельным", - говорилось в императорском указе.

Вести масштабную стройку было предложено на средства частного капитала по договору концессии. Для этих целей было создано Главное общество российских железных дорог, компания имела статус акционерного общества. Общество взяло на себя обязательства за 10 лет построить более четырех тысяч километров путей. Первым делом решено было протянуть ветку из Москвы в Нижний Новгород, параллельно велись работы на Петербургско-Варшавской железной дороге и в Крыму.

В 1862 году первые две дороги были открыты. Управлялись они также частными компаниями, но под строгим государственным надзором. Через четыре года была построена частная железная дорога от Рязани до Уральска. Ее строило Общество Московско-Рязанской железной дороги. Впоследствии частные железные дороги были построены из Москвы до Ярославля, от Киева до Бреста.

До 1867 года в поездах не было единой формы. Каждая компания-владелец дороги продумывала ее самостоятельно. С 1863 года в составах появилось отопление, до этого вагонах первого и второго класса под ноги пассажирам ставились горячие ящики. А паровым отоплением вагоны стали оборудовать лишь после 1863 года.

Туалеты появились в поездах в 1863 году. Но тоже только в вагонах первого и второго классов. Пассажирам третьего класса пришлось терпеть до 1900 года.

Долгие годы серьезной проблемой было освещение вагонов. Поначалу использовали стеариновые свечи, потом их заменили на газовые и масляные лампы. Но стали происходить пожары. С 1887 года в вагонах стали устанавливать электрические лампы, работали они от динамо-машины.

Изначально даже пассажиры первого класса ехали весь путь сидя на диване, который им приходилось делить с соседом. Первые спальные вагоны появились в 1866 году, а в 1871 году по железным дорогам стали курсировать поезда с кресло-кроватными вагонами. Как следует из названия, кресла в этих вагонах были способны трансформироваться в спальные места.

Долгое время пассажиры брали с собой в дорогу… чайники. Чай в знаменитых подстаканниках стали продавать в поездах лишь в последнее десятилетие прошлого века. До этого времени испить теплый напиток с комфортом могли лишь пассажиры первого класса в оборудованном вагоне-ресторане. Ну а те, у кого билеты были подешевле, бежали на станциях за кипятком. Специально для этих целей на станциях строились небольшие будки-киоски.

Текст: Елена Сидорова. Журнал "Родина".

Изображение (фото): из открытых источников


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Государство, Железнодорожный транспорт, Законодательство, право, История, Памятные даты, праздники, юбилеи, Строительство, ремонт, архитектура, ландшафт
Сайты субъектов РФ: Калининградская область, Крым Республика, Курская область, Москва, Нижегородская область, Орловская область, Рязанская область, Санкт-Петербург, Ярославская область
Сайты столиц субъектов РФ: Калининградская область - Калининград, Курская область - Курск , Нижегородская область - Нижний Новгород, Орловская область - Орел, Рязанская область - Рязань, Ярославская область - Ярославль
Сайты городов субъектов РФ: Крым Республика - Феодосия
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Австрия, Казахстан, Латвия, Польша, Россия, Украина
Сайты столиц стран: Австрия - Вена, Польша - Варшава, Украина - Киев
Сайты городов стран: Беларусь - Брест
Сайты регионов мира: Азия Центральная, Европа Восточная, Европа Центральная, Прибалтика
Сайты объединений стран: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11339 публикаций
Сайт: rodina-history.ru/2022/02/07/reg-szfo/165-let-nazad-v-rossii-nachali-sozdavat-pervuiu-set-zheleznyh-dorog.html
Поделиться:

Интересно:

Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
06.07.2025 12:06 Аналитика
Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
Туманным вечером 6 июля 1701 года у строящейся Новодвинской крепости показались три неизвестных корабля, шедших в сторону Архангельска. Шли они под нейтральным флагом, однако настороженность вызывал тот факт, что дошли неясные слухи, будто сюда движется шведская эскадра, к тому же недавно в данном районе пропало русское судно с командой стрельцов да таможенником на борту. Для досмотра неизвестных судов был направлен баркас, а возглавил группу лично командир Холмогорского гайдуцкого полка Григорий Животовский. Когда русская лодка достаточно приблизились к ближайшему кораблю, завязался разговор между Животовским и представителем корабельной команды. Он настойчиво приглашал подняться русского офицера на борт, когда один из стрельцов разглядел, сквозь приоткрытый пушечный порт на борту корабля, затаившуюся на нижней палубе большую группу вооруженных шведских солдат. Стрелец успел...
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
04.07.2025 10:36 Мероприятия
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
Сергей Собянин открыл выставку «Августейший хозяин Москвы». Она посвящена великому князю Сергею Александровичу (1857–1905) — первому и единственному представителю императорского дома Романовых, возглавлявшему Первопрестольную (с 1891 по 1905 год). «Нынешняя выставка в Музее Москвы, конечно, не может не привлекать внимания и не трогать сердца москвичей. Потому что период, когда Сергей Александрович был генерал-губернатором Москвы, — это один из самых лучших периодов развития города. Я бы назвал его вообще революционным периодом, потому что именно при нем был дан такой толчок развитию Москвы, когда она из провинциального, мягко говоря, не очень комфортного и чистого города начала превращаться в один из лучших европейских городов. В этот период было сделано то, что не было сделано перед этим целое столетие», — сказал Сергей Собянин. Экспозиция в Музее...
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
03.07.2025 17:14 Мероприятия
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
В филиале Государственного исторического музея в Туле открылась выставка «Новодевичий монастырь. История и легенды», приуроченная к 500-летнему юбилею основания древней православной обители. Экспозиция знакомит с многовековой историей монастыря и рассказывает о его роли в сохранении традиционной духовной культуры. «Исторический музей и Новодевичий монастырь связывают особые отношения. В тяжелые годы богоборчества, когда многие обители закрывались или были разрушены, Новодевичий монастырь обрел защиту благодаря статусу музейного объекта в составе Исторического музея. Именно это спасло национальную святыню от печальной судьбы множества разрушенных храмов и монастырей. Сотрудники музея бережно хранили редкие памятники истории нашей страны, уникальную коллекцию православного искусства. Жители Тулы получат уникальный шанс увидеть святыни монастыря – никогда ранее эти ценности не покидали...
Вечная память защитникам столицы!
03.07.2025 14:03 Мероприятия
Вечная память защитникам столицы!
Депутаты Мосгордумы возложили цветы к монументам в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы проходят на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Патриотическая программа «Памяти Московского народного ополчения» реализуется с 2015 года по инициативе депутатов Мосгордумы при поддержке Мэра Москвы Сергея Собянина и Правительства Москвы. Сквер на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения, памятник москвичам – бойцам народного ополчения: Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:  «84 года назад, 3 июля 1941 года, простые москвичи по зову сердца вступили в ряды Московского народного ополчения. Это были рабочие и студенты, учителя и артисты...
Акция в память о подвиге народных ополченцев Москвы
02.07.2025 19:16 Мероприятия
Акция в память о подвиге народных ополченцев Москвы
Депутаты Мосгордумы примут участие в патронатной акции в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы пройдут 3 июля, в четверг, на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников (фракция партии «Единая Россия») почтит память жителей Москвы, вставших на ее защиту в годы Великой Отечественной войны, и возложит цветы у памятника москвичам – бойцам народного ополчения в сквере на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения. В мероприятии примут участие исполняющий обязанности Председателя Московского Комитета ветеранов войны Виктор Закидкин, ветераны, представители общественности, управы района и муниципального округа...