15.07.2023 11:32
Новости.
Просмотров всего: 31133; сегодня: 8.

86 лет назад был открыт канал Москва-Волга

86 лет назад был открыт канал Москва-Волга

15 июля 1937 года состоялось торжественное открытие канала, соединившего реки Москву и Волгу для движения пассажирских и грузовых судов.

В 1947 году в ознаменование 800-летия города Москвы и 10-летия существования канала Москва—Волга ему было присвоено имя нашей столицы.

Начало разработки проекта соединения рек и создания сквозного водного пути из Балтийского моря через Волгу и Москву в центральные районы России относится к рубежу XVII–XVIII столетий, когда Пётр I лично занялся изучением возможных путей коммуникации. Один из рассматривавшихся тогда вариантов почти совпадал с современной трассой канала. Однако после смерти императора реализация масштабного проекта была отложена, вернулись к этой идее только в 1825 году.

Строительство растянулось почти на два десятилетия, но было прекращено из-за недостатка средств. За это время был вырыт канал, связавший реки Сестру и Истру, построено 38 каменных шлюзов, в долине Сестры сооружена земляная плотина, на месте миниатюрного озера возникло водохранилище, названное «Подсолнечным», или Сенежским, площадью 15,4 кв. км, которому надлежало питать водой шлюзы канала. Общая длина канала составила 292 км, и путь его проходил по Москве-реке, Истре, Сестре и Дубне, а также по трём другим каналам. Предполагалось, что по новой водной системе за год должно проходить до трёх тысяч небольших судов. Однако транспортировка грузов на север и запад России по Николаевской железной дороге, построенной в 1851 году и напрямую соединившей Петербург и Москву, обходилась государству гораздо дешевле, поэтому в 1860 году движение судов по каналу было официально прекращено.

В начале 30-х годов XX века из-за роста населения и развития промышленности Москвы насущной проблемой столицы стало обеспечение жителей водой. Поэтому 15 июня 1931 года Пленум Центрального Комитета Всероссийской Коммунистической Партии (большевиков) постановил: «... коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путём соединения её с верховьем реки Волги». Строительство канала стало важной составной частью Генерального плана реконструкции Москвы и системы речного транспорта Советского Союза в довоенный период.

В течение года проходила интенсивная работа по созданию проекта сооружения канала. Наиболее эффективным был признан план, разработанный группой специалистов совместно с инженером А.Н. Комаровским, — так называемый Шошинский вариант, согласно которому канал должен спуститься в устье реки Шоша, а дальше вода с помощью шлюзов подавалась бы в столицу. После доработки этого проекта в июне 1932 года был утверждён подготовленный на его основе Дмитровский вариант.

Летом 1932 года проводились подготовительные работы на трассе, а осенью того же года началось строительство канала. Уровень механизации на строительной площадке был довольно высок для того времени: широко применяли экскаваторы, грузовики, гидромониторы, землесосные снаряды. Ширина русла канала составила в среднем 85 м, и только 20 км канала были образованы искусственными водохранилищами.

Трасса канала начиналась близ города Дубна. Железобетонная плотина и земляные дамбы, построенные в районе Иваньково, подняли уровень волжских вод на 18 м, образовав «Московское море» (ныне — Иваньковское водохранилище). Благодаря такому подъёму большие волжские суда могли свободно проходить по Волге вплоть до Твери. Профиль канала представлял ломаную линию, которая поднималась от Волги до станции Икша, а затем до станции Хлебниково шла горизонтально и от неё падала по направлению к Москве. В районе Тушино канал впадал в Москва-реку. Чтобы пропустить суда по этим склонам, канал разбивался на ряд отрезков, и в каждом из них уровень воды был отличен от предыдущего.

Строительство канала продолжалось 4 года и 8 месяцев. 2 мая 1937 года из города Горький (ныне — Нижний Новгород) прибыла и впервые прошла по каналу до причала Северного порта столицы флотилия теплоходов и катеров, специально построенных для работы на канале. Официальное открытие канала Москва—Волга состоялось через два с половиной месяца.

Помимо насыщения города водой канал был призван решать ряд других важных народнохозяйственных задач. После открытия судоходных Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов Москва стала именоваться «портом пяти морей»: водные артерии соединили её с Азовским, Каспийским, Чёрным, Балтийским и Белым морями.

Большое внимание строители уделяли не только функциональности, но и эстетике сооружения: канал органично вписался в подмосковную природу. Сооружения канала создали великолепный архитектурный ансамбль, каждый шлюз имел особый облик. Башни шлюзов были выполнены в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы стал Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту отечественных архитекторов А.М. Рухлядева и В.Ф. Кринского.

Строительство канала вызвало большие преобразования на значительных территориях Московской и Тверской областей — сооружались новые линии электропередачи, шоссейные и железные дороги, мосты, пристани, благоустроенные посёлки, дома отдыха, спортивные базы.

Канал имени Москвы — одно из крупнейших в мире сооружений данного типа. Протянувшись на 128 км, он включает в себя 11 шлюзов, 11 плотин, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, заградительные ворота, грузовые и пассажирские причалы, 2 туннеля, 2 речных вокзала, маяки, а также ряд других сооружений (в общей сложности — более 240 объектов).

Текст: Полина Животова

Источник: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10998 публикаций
Сайт: historyrussia.org/sobytiya/15-iyulya-1937-goda-byl-otkryt-kanal-imeni-moskvy.html
Поделиться:

Интересно:

История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
08.05.2025 23:05 Новости
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на фасаде здания Мэрии Москвы пройдет масштабная видеомэппинг-инсталляция. Проект расскажет трогательную историю девочки, чей отец ушел на фронт, а мать трудилась в тылу, приближая Победу. Современные технологии видеопроекции перенесут зрителей в прошлое, оживив на стенах Мэрии кадры военных лет, анимацию и архивные материалы. Правительство Москвы и Управление делами Мэра выступили инициаторами этого проекта, чтобы в современном мультимедийном формате отдать дань событиям военных лет. Через видеомэппинг стояла задача донести до молодежи и гостей столицы историю Великой Отечественной войны — историю, которая находит отклик в каждой семье нашей страны. Благодаря слаженной работе Управления делами Мэра, компании "Открытие" и предоставленным Главным архивным управлением материалам и документам, получился эмоциональный...
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
05.05.2025 14:49 Персоны
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
Особой страницей в летописи Великой Отечественной войны остается подвиг народного ополчения.Добровольцы, не имевшие военного опыта за спиной, встали на защиту городов и деревень. Большинство дивизий народного ополчения оказалось на передовой в момент наступления немецких войск в операции «Тайфун», став последней линией обороны на пути к Москве. Среди 12 июльских дивизий народного ополчения отдельное место занимает 8 дивизия народного ополчения Краснопресненского района гоода Москвы. Она была сформирована в начале июля 1941 году из добровольцев – рабочих, студентов и преподавателей университетов, писателей и музыкантов. Дивизия участвовала в обороне столицы, в частности, в битве под Смоленском и Вязьмой. В октябре того же года она практически перестала существовать: было потеряно более половины состава, уцелевшие бойцы пополнили партизанские отряды.  Это трагическое время...
Народы Древней Руси
05.05.2025 11:12 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...
Происхождение Руси
03.05.2025 10:13 Аналитика
Происхождение Руси
На рубеже V-VI веков произошли три события, оказавших большое влияние на зарождение и дальнейшее развитие Древней Руси. Первым таким событием стало расселение славянских племён – как западных «славенов», так и восточных «антов» («окраинных»). Под воздействием ряда факторов они стали перемещаться на юг, перешли Дунай и обосновались на Балканском полуострове, отвоевав большую часть византийских территорий. Сюда, помимо южнославянских племён, переселялись и те, кто проживал на отдалённых территориях. Например, дреговичи, занимавшие территории севернее припятских болот, или сербы, жившие неподалёку от современного Берлина. В результате этого широкомасштабного процесса в Европе эпохи Раннего Средневековья произошли значительные этнические и политические изменения. То же самое можно сказать и о прежних территориях проживания славян. Когда был основан Киев? В связи с расселением славян...
Кто собрал крупнейшую коллекцию пожарных артефактов в России?
30.04.2025 11:15 Интервью, мнения
Кто собрал крупнейшую коллекцию пожарных артефактов в России?
13 тысяч уникальных предметов – от царских наград до редчайших касок. Денис фон Мекк, коллекционер с 25-летним стажем, восстанавливает по крупицам то, что едва не исчезло из истории. Денис фон Мекк живёт в Москве, пожарная тематика увлекла его ещё в юности. Особенность его коллекции — оригинальность предметов и широкий охват эпох: от императорской России до современной Европы и Америки. Помимо коллекционирования, фон Мекк занимается популяризацией пожарной безопасности и истории пожарного дела – посетил более 100 пожарных  выставок в 30 странах мира, выступает с лекциями, пишет статьи. От шевронов до касок Первое, что начал собирать фон Мекк, – нарукавные шевроны. Сейчас в его коллекции более 5000 нашивок из почти 100 стран мира.  – Моя особая любовь – каски. Только американские не нравятся – нет, не из-за политики, просто визуально не нравятся, – смеётся он. В собрании ...