15.07.2023 11:32
Новости.
Просмотров всего: 26733; сегодня: 37.

86 лет назад был открыт канал Москва-Волга

86 лет назад был открыт канал Москва-Волга

15 июля 1937 года состоялось торжественное открытие канала, соединившего реки Москву и Волгу для движения пассажирских и грузовых судов.

В 1947 году в ознаменование 800-летия города Москвы и 10-летия существования канала Москва—Волга ему было присвоено имя нашей столицы.

Начало разработки проекта соединения рек и создания сквозного водного пути из Балтийского моря через Волгу и Москву в центральные районы России относится к рубежу XVII–XVIII столетий, когда Пётр I лично занялся изучением возможных путей коммуникации. Один из рассматривавшихся тогда вариантов почти совпадал с современной трассой канала. Однако после смерти императора реализация масштабного проекта была отложена, вернулись к этой идее только в 1825 году.

Строительство растянулось почти на два десятилетия, но было прекращено из-за недостатка средств. За это время был вырыт канал, связавший реки Сестру и Истру, построено 38 каменных шлюзов, в долине Сестры сооружена земляная плотина, на месте миниатюрного озера возникло водохранилище, названное «Подсолнечным», или Сенежским, площадью 15,4 кв. км, которому надлежало питать водой шлюзы канала. Общая длина канала составила 292 км, и путь его проходил по Москве-реке, Истре, Сестре и Дубне, а также по трём другим каналам. Предполагалось, что по новой водной системе за год должно проходить до трёх тысяч небольших судов. Однако транспортировка грузов на север и запад России по Николаевской железной дороге, построенной в 1851 году и напрямую соединившей Петербург и Москву, обходилась государству гораздо дешевле, поэтому в 1860 году движение судов по каналу было официально прекращено.

В начале 30-х годов XX века из-за роста населения и развития промышленности Москвы насущной проблемой столицы стало обеспечение жителей водой. Поэтому 15 июня 1931 года Пленум Центрального Комитета Всероссийской Коммунистической Партии (большевиков) постановил: «... коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путём соединения её с верховьем реки Волги». Строительство канала стало важной составной частью Генерального плана реконструкции Москвы и системы речного транспорта Советского Союза в довоенный период.

В течение года проходила интенсивная работа по созданию проекта сооружения канала. Наиболее эффективным был признан план, разработанный группой специалистов совместно с инженером А.Н. Комаровским, — так называемый Шошинский вариант, согласно которому канал должен спуститься в устье реки Шоша, а дальше вода с помощью шлюзов подавалась бы в столицу. После доработки этого проекта в июне 1932 года был утверждён подготовленный на его основе Дмитровский вариант.

Летом 1932 года проводились подготовительные работы на трассе, а осенью того же года началось строительство канала. Уровень механизации на строительной площадке был довольно высок для того времени: широко применяли экскаваторы, грузовики, гидромониторы, землесосные снаряды. Ширина русла канала составила в среднем 85 м, и только 20 км канала были образованы искусственными водохранилищами.

Трасса канала начиналась близ города Дубна. Железобетонная плотина и земляные дамбы, построенные в районе Иваньково, подняли уровень волжских вод на 18 м, образовав «Московское море» (ныне — Иваньковское водохранилище). Благодаря такому подъёму большие волжские суда могли свободно проходить по Волге вплоть до Твери. Профиль канала представлял ломаную линию, которая поднималась от Волги до станции Икша, а затем до станции Хлебниково шла горизонтально и от неё падала по направлению к Москве. В районе Тушино канал впадал в Москва-реку. Чтобы пропустить суда по этим склонам, канал разбивался на ряд отрезков, и в каждом из них уровень воды был отличен от предыдущего.

Строительство канала продолжалось 4 года и 8 месяцев. 2 мая 1937 года из города Горький (ныне — Нижний Новгород) прибыла и впервые прошла по каналу до причала Северного порта столицы флотилия теплоходов и катеров, специально построенных для работы на канале. Официальное открытие канала Москва—Волга состоялось через два с половиной месяца.

Помимо насыщения города водой канал был призван решать ряд других важных народнохозяйственных задач. После открытия судоходных Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов Москва стала именоваться «портом пяти морей»: водные артерии соединили её с Азовским, Каспийским, Чёрным, Балтийским и Белым морями.

Большое внимание строители уделяли не только функциональности, но и эстетике сооружения: канал органично вписался в подмосковную природу. Сооружения канала создали великолепный архитектурный ансамбль, каждый шлюз имел особый облик. Башни шлюзов были выполнены в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы стал Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту отечественных архитекторов А.М. Рухлядева и В.Ф. Кринского.

Строительство канала вызвало большие преобразования на значительных территориях Московской и Тверской областей — сооружались новые линии электропередачи, шоссейные и железные дороги, мосты, пристани, благоустроенные посёлки, дома отдыха, спортивные базы.

Канал имени Москвы — одно из крупнейших в мире сооружений данного типа. Протянувшись на 128 км, он включает в себя 11 шлюзов, 11 плотин, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, заградительные ворота, грузовые и пассажирские причалы, 2 туннеля, 2 речных вокзала, маяки, а также ряд других сооружений (в общей сложности — более 240 объектов).

Текст: Полина Животова

Источник: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина


Участники событий и другие указанные лица:

  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9457 публикаций
Сайт: historyrussia.org/sobytiya/15-iyulya-1937-goda-byl-otkryt-kanal-imeni-moskvy.html
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...