15.05.2023 09:09
Новости.
Просмотров всего: 22268; сегодня: 1.

Самые интересные факты о развитии московского метро

Самые интересные факты о развитии московского метро

15 мая столичный метрополитен отмечает свой день рождения. Сегодня это настоящий подземный город со своей навигацией, маршрутами и достопримечательностями. 

Современную Москву невозможно представить без метрополитена. Он работает в столице уже 88 лет. Первый состав отправился в путь от станции «Сокольники» до «Парка культуры» 15 мая 1935 года, и с тех пор в системе подземного транспорта многое изменилось.

«За 88 лет метрополитен стал незаменимым транспортом для Москвы. По будням совершается около восьми миллионов поездок — огромная цифра, сравнимая с населением небольшой страны. При этом по поручению Сергея Собянина метро продолжает развиваться огромными темпами: строятся новые линии, закупается современный подвижной состав, повышается уровень пассажирских сервисов — все для того, чтобы поездки становились комфортнее и безопаснее. Ко дню рождения метро мы подготовили много интересного — приглашаю всех присоединиться к нашему празднику», — отметил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

В день рождения столичного метро рассказываем, как работали метростроители в прошлом веке, какая линия стала самой длинной и как менялся логотип подземки.

Факт первый. Все началось с кирки и лопаты.

Идея строительства в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект начали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год эксперты представили как минимум пять проектов, но к работам приступили только в начале 1930-х.

Строительство первых станций можно считать настоящим подвигом метростроителей. В первые годы тоннели рыли открытым способом с помощью самых простых инструментов — кирки и лопаты. Дело продвигалось с трудом, поэтому было принято несколько важных решений. Во-первых, столичные инженеры предложили прогрессивную идею строить на глубине. Ее поддержал Иосиф Сталин, и проект утвердили.

Во-вторых, чтобы облегчить работу строителям, в 1934 году из Англии поставили тоннелепроходческий щит, а затем по его образцу в СССР собрали еще один. Внешне машина напоминает большого железного червя: при прокладке тоннеля она вгрызается в грунт, забирает почву и отправляет ее на поверхность. С щитами работа закипела, и к октябрю 1934-го тоннели первого радиуса были готовы.

Факт второй. Книга рекордов Гиннесса.

Темпы метростроительства стали расти. За первое десятилетие в метро проложили 24,25 километра линий и построили 22 станции. Сегодня только один тоннелепроходческий комплекс может преодолеть за сутки сразу 12 метров, поэтому даже с учетом непростых геологических условий за месяц можно проложить больше 350 метров тоннелей. Благодаря ударной работе железных «сестер» (проходческие щиты по традиции носят женские имена — «Надежда», «Марина», «Роза» и другие) метро в Москве строят рекордными темпами — как никогда в истории отечественного метростроения.

Мало того, таких масштабов не видели и в мире. А в 2020-м Москва установила мировой рекорд по количеству тоннелепроходческих комплексов, работающих одновременно на одном проекте: сразу 23 огромные машины строили на различных площадках московское метро.

Факт третий. Под грифом «самая».

Самой первой линией столичного метро стала Сокольническая. В 1935 году ее протяженность была чуть больше 11 километров, а в состав входило 13 станций. В то время ветка вела от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением к «Смоленской»: поезда ходили в двух направлениях в зависимости от расписания. Развилка располагалась на станции «Охотный Ряд». Проехать до «Парка культуры» или «Смоленской» можно было примерно за 20 минут, тот же путь на трамвае мог занять больше двух часов.

В 1954-м замкнули Кольцевую линию: 20 километров и 12 станций, каждая из которых сегодня является пересадочной. Проехать по всему кругу можно примерно за полчаса, а вот по второму кольцу — Большой кольцевой линии (БКЛ), которое полностью заработало 1 марта, — путешествие составит 90 минут. Это самая длинная линия московского метро. Она протянулась на 70 километров. И кстати, БКЛ — самая протяженная кольцевая линия в мире.

До открытия БКЛ самой длинной линией метро была Арбатско-Покровская — 45 километров. Это чуть больше, чем расстояние от Москвы до Подольска. Здесь работают 22 станции, а проехать их все можно за 65 минут. На этой же линии находится самый длинный перегон — от «Крылатского» до «Строгина» поезд едет около семи минут.

В Москве сегодня открыто 258 станций метро, протяженность линий превышает 450 километров. Чтобы проехать их все, понадобится больше 12 часов.

Факт четвертый. По тоннелям с ветерком и климат-контролем

Первые вагоны Московского метрополитена типа А в 1934 году собрали на Мытищинском вагоностроительном заводе. Он до сих пор главный производитель составов для столичного метро. Пилотные образцы получились настолько успешными, что работали в метро целых 40 лет.

Вагон типа А вмещал почти 260 человек. В каждом составе было 52 сидячих места — мягкие диваны с кожаной обивкой. К началу регулярного движения в столицу прибыло 58 таких вагонов.

К 80-летию Московского метрополитена, который отмечался в 2015 году, один состав из вагонов типа А восстановили. Увидеть его можно в электродепо «Измайлово».

Почти за девять десятилетий в метрополитене курсировали более 10 различных типов и модификаций поездов. Например, в 2009 году на Кольцевую линию вышел «Русич» — первый поезд, оборудованный кондиционерами.

Сегодня пассажиров перевозят как поезда моделей «Номерной» и «Русич», так и новейшие поколения составов — «Ока», «Москва» и «Москва-2020». Начиная с модели под названием «Ока» все поезда стали оснащать системой обеззараживания воздуха, а «Москва» стала первым серийным составом со сквозным проходом и зарядками для смартфонов. Самая инновационная модель на сегодняшний день — «Москва-2020». Здесь все продумано до мелочей: от широких дверных проемов до системы климат-контроля и электронных табло, благодаря которым можно спланировать маршрут. Еще 30 лет назад пассажиры не могли и представить, что в метро можно будет зарядить телефон и бесплатно выйти в интернет, а сейчас это доступно каждому.

Факт пятый. От жетона до оплаты улыбкой.

Для поездки в метро первые пассажиры Сокольнической ветки покупали бумажные билеты в кассе, а спускаясь на станцию, предъявляли их контролерам. Билеты были рассчитаны на одну поездку и отличались по цвету: красные продавали тем, кто ехал до «Сокольников», а желтые — в сторону «Парка культуры». Кстати, действовали они 35 минут.

В конце 1950-х годов стали использовать металлические жетоны. Однако уже в 1961-м, после денежной реформы, жетоны заменили пятикопеечные монеты: именно столько стоила тогда одна поездка на метро (пятаками пользовались вплоть до перестройки). С 1963 года в метро стали продавать проездные абонементы. Действовали они три месяца и стоили девять рублей.

В 1991 году в кассы метрополитена вернулись жетоны, однако делали их уже не из металла, а из пластика. Позднее появились картонные билеты с магнитной полосой, а в 2013-м пассажиры познакомились с транспортной картой «Тройка».

Сегодня оплатить проезд можно самыми разными способами: «Тройкой» или «Единым», банковской картой, телефоном с операционной системой Android с NFC c загруженной картой «Мир», с помощью системы быстрых платежей в кассах БКЛ и даже биометрии. Этот способ бесконтактной оплаты заработал на всех станциях метро в октябре 2021 года, а в сентябре 2022-го сервис был внедрен на всем Московском центральном кольце.

Факт шестой. Как менялся символ метро.

Ярко-красная буква «М» над павильонами знакома буквально каждому жителю и гостю столицы. Создателем логотипа стал архитектор Иван Таранов. Впервые буква появилась на фасадах зданий и павильонов станций в 1935 году, а рядом устанавливались световые надписи «Метро». Спустя время надписи убрали, а полюбившаяся пассажирам буква «М» осталась. С открытием Кольцевой линии у логотипа появились новые стандарты. Букву украшали нижние засечки серого цвета.

Развивалось метро, менялся и его логотип. Чаще всего изменения касались пропорций самой буквы, однако в 1979 году добавился синий полукруг, символизирующий тоннель метро, в 2006-м дизайн создали в 3D. Сегодняшний логотип был разработан в 2014 году.

Факт седьмой. Подземный город.

В Москве практически невозможно встретить человека, который ни разу не был в метро. Для горожан это удобный способ передвижения, для туристов — достопримечательность. А в далеком 1935-м для москвичей такой вид транспорта был настоящим новшеством и даже настораживал: многие боялись спускаться под землю, опасаясь невиданных эскалаторов и быстрых подземных поездов.

В первый год работы Московского метрополитена пассажиры совершали в сутки в среднем 177 тысяч поездок. Но пассажиропоток стал расти, и уже в 1940-м составы перевозили более миллиона человек в год. В 1962 году в день метрополитен перевозил уже свыше трех миллионов горожан, а за все 12 месяцев по линиям проехали более миллиарда пассажиров.

Сегодня московское метро перевозит в день около восьми миллионов человек, что почти в 1,5 раза больше населения Санкт-Петербурга и в семь раз — Перми.

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы.


Участники событий и другие указанные лица:


Поезд у перрона станции «Октябрьская» (радиальная). 18 октября 1962 года. Главархив Москвы
Поезд у перрона станции «Октябрьская» (радиальная). 18 октября 1962 года. Главархив Москвы

Метростроевцы в тоннеле шахты № 12. 1934 год. Главархив Москвы
Метростроевцы в тоннеле шахты № 12. 1934 год. Главархив Москвы

Первый поезд метро. 1934 год. Пресс-служба Московского метрополитена
Первый поезд метро. 1934 год. Пресс-служба Московского метрополитена

Северный наземный вестибюль станции метро «Парк культуры имени Горького» (ныне — «Парк культуры»). Конец 1930-х годов. Главархив Москвы
Северный наземный вестибюль станции метро «Парк культуры имени Горького» (ныне — «Парк культуры»). Конец 1930-х годов. Главархив Москвы

Перронный зал станции «Краснопресненская». Фото Н. Ситникова. 16 сентября 1955 года. Главархив Москвы
Перронный зал станции «Краснопресненская». Фото Н. Ситникова. 16 сентября 1955 года. Главархив Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10578 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/123641073/
Поделиться:

Интересно:

Как в Царском Селе развлекали русских царей?
14.03.2025 14:27 Аналитика
Как в Царском Селе развлекали русских царей?
В Царском Селе отдыхали не только по-царски. Как выглядел досуг представителей императорской фамилии и их гостей. Стрельба и танцы Петр I задумал Царское Село как одну из мыз (дач) вдоль южного побережья Финского залива для "увеселения и домашней провизии, прогулок, чистого воздуха и охоты", где витал "дух простых удовольствий"1. Еще это был "кусочек Европы в России: Александровский парк напоминал парк Пагоденбург в Мюнхене, а гора Парнас - подобную гору на римской вилле Медичи"2. Здесь аристократам можно было погулять среди экзотической флоры и фауны. Некоторые сорта яблонь, приобретавшиеся у знаменитого ученого-садовода Э.Л. Регеля для выращивания в верхних теплицах Александровского парка, именовались в честь коронованных особ - "Наследник Николай Александрович" или "Император Александр". При императрице Елизавете на мызе "стреляли из пушек, кушали, ехали на охоту, после еды был бал...
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
14.03.2025 13:12 Мероприятия
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
12 марта 2025 года в пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию 100-летия со дня блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Эта памятная дата широко отмечается в России как на церковном, так и на государственном уровне. Для подготовки памятных мероприятий был учрежден Оргкомитет во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В пресс-конференции приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Жанна Алексеева; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, сопредседатель Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины Патриарха Московского Тихона; митрополит Псковский и Порховский Матфей, председатель Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и...
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
12.03.2025 17:31 Новости
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
На Уралвагонзаводе состоялась творческая встреча народного артиста России Игоря Угольникова с сотрудниками предприятия. Известный режиссер, продюсер и сценарист представил заводчанам сценарий нового художественного фильма «Урал-Фронту», посвященный подвигу танкистов и тружеников уральских заводов времен Великой Отечественной войны и сегодняшних дней. Он подчеркнул, что самое непосредственное участие в картине должны принять работники Уралвагонзавода — наследники великого подвига предков, которые сегодня также работают для победы.  Символично, что встреча состоялась 11 марта. В этот день в России отмечают День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса на средства жителей Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей. Вклад Уралвагонзавода в создание корпуса...
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
11.03.2025 22:35 Интервью, мнения
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
10 марта в Общественной палате РФ состоялось подведение итогов проекта «От эскиза до подиума». Национальный конкурс «От эскиза до подиума» посвящен развитию творчества юных дизайнеров современной модной одежды. По приглашению организаторов я приняла участие в жюри заключительного этапа конкурса на котором состоялись показы коллекций участников прошедших предварительные этапы отбора.  Конкурс - национальный, в нём приняли участие дети из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Владимира, Красноярска, Казани, Ханты-Мансийска, Московской области, Республики Мордовия, Екатеринбурга, других регионов и городов нашей страны. Юным дизайнерам помогали наставники, консультанты, организаторы конкурса, общественные организации, конечно же родители, наверное дедушки и бабушки,  друзья. Но главным стало желание молодых участников конкурса творить, создавать что-то новое, удивить...
Народы Древней Руси
11.03.2025 12:02 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...