29.08.2019 11:02
Аналитика.
Просмотров всего: 4106; сегодня: 1.

Оптимизация энергопотребления на железнодорожном транспорте

Оптимизация энергопотребления на железнодорожном транспорте

Олег Шевцов, генеральный директор АО «Трансэнерком»

Эффективное использоваие топливно-энергетических ресурсов является одной из важнейших задач, стоящих перед Правительством РФ. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и стратегия развития России на период до 2030 года, определяют эффективность экономики одним из главных ориентиров долгосрочной государственной политики.

Железнодорожный транспорт является одним из крупнейших потребителей энергоресурсов в стране, расходуя около 5% электроэнергии и почти 11% дизельного топлива. Энергетическая эффективность в современных условиях является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности российских железных дорог на внутреннем и международном рынке транспортных услуг.

В настоящее время 85% от общего объёма перевозок на железнодорожном транспорте осуществляется на электрической тяге, большое внимание уделяется вопросам рационального использования электроэнергии и увеличению объёмов рекуперированной энергии – энергии, которая не рассеивается впустую, а возвращается в сеть обратно, что позволяет сэкономить потребление ресурсов.

Надёжное и энергоэффективное электроснабжение железнодорожного транспорта необходимо в первую очередь для того, чтобы выйти на новый уровень развития транспортной инфраструктуры, а также повысить экономичность перевозок

Удельная рекуперация на сети железных дорог в последние годы достигла наивысшего уровня в истории России, а ее объём за год превышает 1270 млрд кВт·ч.

Экономическая ситуация диктует необходимость освоения многих энергосберегающих технологий, часть из которых нашла применение в других отраслях промышленности и в быту. Среди таких технологий – знакомое каждому светодиодное освещение, которое сегодня повсеместно применяется при освещении депо, железнодорожных станций, вокзалов, в пассажирских вагонах и системах железнодорожной сигнализации. В ряде поездов для вагонов салонной планировки применяют потолочные панели со светодиодами, которые обеспечивают восьмикратное снижение потребления энергии на освещение. Применение светодиодных источников позволяет экономить до 40% электроэнергии по сравнению с люминесцентными лампами, а при наличии интеллектуальных систем управления – дополнительно даёт ещё 30% экономии.

Кроме того, в рамках реализации энергосберегающих программ и мероприятий осуществляется комплекс работ от проектирования и разработки до поставки и ввода в эксплуатацию программно-технических средств автоматизации объектов железнодорожного транспорта.

Также отечественными компаниями разрабатываются подвижные составы, которые будут работать на сжиженном газе и синтетическом дизельном топливе. Основным направлением уменьшения энергозатрат в системе кондиционирования воздуха, кроме очевидных мер по совершенствованию электродвигателя и компрессора, является применение отдельных установок обеспечения микроклимата в каждом купе, что снижает общий расход энергии и повышает уровень сервиса для пассажиров.

Система автоматизированного коммерческого учета электроэнергии и мощности АСКУЭ ЖУпредназначена для измерения, коммерческого и технического учёта электрической энергии и мощности, автоматизированного сбора, накопления, обработки, хранения и отображения полученной информации об электропотреблении, а также для формирования отчётных документов и передачи информации в центр сбора данных оптового рынка электроэнергии. Областью применения АСКУЭ ЖУ стали железнодорожные узлы, сетевые районы, предприятия стационарной энергетики железных дорог (локомотивные и вагонные депо и т.п.).

Существуют показатели реализации энергосбережения: показатели энергетической эффективности продукции и показатели энергетической эффективности производственных процессов. В настоящее время в России происходит активный этап развития и внедрение новейших систем модернизации технологий энергообеспечения и энергосбережения, в том числе и на железнодорожном транспорте, который в нашей стране является основным способом перемещения как пассажиров, так и грузов. Надёжное и энергоэффективное электроснабжение железнодорожного транспорта необходимо в первую очередь для того, чтобы выйти на новый уровень развития транспортной инфраструктуры, а также повысить экономичность перевозок.

Важнейшим фактором повышения энергетической эффективности является реализация программы энергосбережения. Однако, следует отметить, что действующие методики оценки фактической экономии не во всех случаях позволяют объективно оценить достигнутый эффект от применения энергосберегающих технических средств и технологий. Решение указанной проблемы в целом ряде случаев представляет собой сложную научно-техническую задачу, связанную с необходимостью учёта влияния производственных, климатических и иных факторов на оптимизацию энергопотребления.

Система АСКУ ТЭР предназначена для управления потребления и планирования расходов энергоресурсов. АСКУ ТЭР позволяет вести учёт точного количества расходованной электроэнергии, контролировать перерывы в энергоснабжении, предотвращать аварийные ситуации, автоматизировать ведение коммерческих расчётов, точно планировать расходы ТЭР, что в целом способствует снижению затрат на энергетические ресурсы. На данный момент системой оснащены уже 164 железнодорожных узла.


Ньюсмейкер: Трансэнерком — 17 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...