23 апреля в Париже состоялась Международная конференция Некоммерческого Партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) и Французской Ассоциации железнодорожной промышленности (French Railway Industry Association FIF), посвященная вопросам французско-российского сотрудничества предприятий в сфере развития железнодорожного транспорта и машиностроения.
Конференция прошла под председательством Президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, Президента НП «ОПЖТ», старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича и Президента French Railway Industry Association (FIF) Луи Негр.
В мероприятии приняли участие председатель Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия РСПП, президент ЗАО Группа Синара Дмитрий Пумпянский, первый заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов, генеральный директор UNIFE Филипп Ситроен, генеральный менеджер IRIS, UNIFE Бернард Кауфман, вице-президент НП «ОПЖТ», заместитель генерального директора по внешним связям и инновациям ОАО «Синара - Транспортные машины» Антон Зубихин. В конференции также приняли участие представители более 100 российских и европейских предприятий промышленности, научных институтов, малых и средних предприятий, представляющих интересы железнодорожной отрасли и транспортного машиностроения. Среди них, в частности, ОАО «РЖД», ОАО «НИИАС», ОАО «ВНИКТИ», ОАО «Транспневматика», ОАО «Элара», ОАО «МТЗ Трансмаш», ОАО «ХК СДС-МАШ», ООО «Евразхолдинг», Выксунский металлургический завод, ALSTOM Transport, Siemens, Bombardier, LOHR Industrie, Faiveley Transport, Ansaldo STS, Thales и другие.
В ходе конференции участники рассмотрели роль промышленных ассоциаций и объединений в реформировании системы технического регулирования в Таможенном Союзе; стратегию Европейского Союза по перспективному совершенствованию системы технического регулирования, стандартизации и сертификации; перспективы промышленного и нормативно-правового сотрудничества между Европейским Союзом и Россией. Кроме того, рассмотрели вопросы обновления стандартов и процессов TSI в Европейском Союзе, инновационные технологии в области высокоскоростного транспорта и систем безопасности на железнодорожном транспорте. Особое внимание было уделено обсуждению инноваций и стандартизации грузовых вагонов во Франции и странах Европейского Союза.
Обсудив широкий круг вопросов, участники конференции отметили необходимость продолжения ведения единой технической политики в области гармонизации стандартов. Участники подчеркнули, что сегодня интеграционные процессы в области создания технической нормативной базы единой технической политики идут по двум основным направлениям.
Первое направление – это формирование единого технического законодательства и стандартов на постсоветском пространстве в рамках Таможенного Союза и Межгосударственного совета по стандартизации стран СНГ, стран – пространства колеи 1520 мм.
Второе направление – это интеграция на международном уровне, прежде всего, в области гармонизации технических регламентов и директив, а также технических стандартов России и Европейского Союза.
«Необходимо отметить важность общения железнодорожников на едином техническом языке. Успешная работа в данном направлении возможна благодаря сотрудничеству представителей российской и европейской промышленности. В качестве примеров взаимодействия можно отметить успешную совместную работу Объединения производителей железнодорожной техники и Союза европейской железнодорожной промышленности (UNIFE), а также Французской организации по стандартизации железнодорожного транспорта (BNF) и ОАО «РЖД», - подчеркнул Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович.
Целью сотрудничества Французской Ассоциации железнодорожной промышленности (FIF) и НП «ОПЖТ» станет обмен информацией в области стандартизации, включая содержание стандартов и ее процедуры. Кроме того, сотрудничество будет способствовать более тесному взаимодействию между французскими и российскими органами по стандартизации, координации позиций и взаимной поддержке в органах региональной и международной стандартизации, в том числе в ИСО (ISO).
Участники конференции отметили, что значимым событием прошлого года в области сближения систем технического регулирования и стандартизации Европейского Союза и России стало подписание Соглашения о взаимодействии между Росстандартом и СЕН/Сенелек. В рамках его реализации в 2014 году планируется разработать программу участия российских и европейских экспертов в работе технических комитетов Росстандарта и СЕН/Сенелек. По мнению участников, совместная работа комитетов значительно повысит уровень и степень гармонизации европейского и российского законодательства. Это, в свою очередь, повлияет на снижение технических барьеров в торговле и ускорит взаимный трансфер лучших зарубежных технологий.
РСПП, БелАПП и Национальная палата предпринимателей Казахстана совместно с Европейской промышленной ассоциацией Orgalime ведут работы по созданию Международного совета по техническому регулированию. Он позволит продолжить работу по гармонизации науилучшей практики технического законодательства стран Таможенного союза и Европейского Союза, установить новые связи и расширить сотрудничество в области разработки, согласования и гармонизации стандартов и процедур оценки соответствия. Кроме того, Международный Совет будет способствовать упрощению и синхронизации процедур экспорта и импорта продукции между двумя экономическими союзами и активизации участия российской промышленности в работе международных и региональных организаций по стандартизации ИСО, МЭК, СЕН и Сенелек.
Накопленный опыт взаимодействия европейской и российской промышленности в области технического регулирования показывает, что для более продуктивного сотрудничества и уменьшения барьеров в торговле между Европейским Союзом и Россией необходимо создавать центры по обмену информацией, разработке и внедрению новых законодательных нормативных документов и стандартов на продукцию. В дальнейшем возможно развитие центров по совместному использованию механизмов надзора и контроля за рынком. Такие центры могут создаваться на базе торговых представительств России в странах Европейского Союза.
Также в ходе обсуждения собравшиеся согласились, что необходимо стимулировать работу по подготовке кадров в сфере технического регулирования, стандартизации и метрологии. Участники конференции выразили заинтересованность в обмене студентами и молодыми учеными, работающими на предприятиях, входящих в состав НП «ОПЖТ» и Французской Ассоциации железнодорожной промышленности FIF.
В ходе конференции участники также рассмотрели вопрос сертификации продукции железнодорожного машиностроения на предмет соответствия международному стандарту IRIS.
По словам вице-президента НП «ОПЖТ», первого заместителя Центра технического аудита ОАО «РЖД» Олега Сеньковского, ожидается, что в России переход на этот стандарт завершится к 2015 году. «Уже сегодня ОАО «РЖД» при закупке инновационной продукции учитывает наличие сертификата IRIS у потенциальных поставщиков как один из основных критериев оценки», - сообщил он.
В свою очередь, французские производители поделились опытом внедрения системы качества IRIS на своих предприятиях, отметив эффективность ее внедрения. Участники конференции отметили, что необходимо увеличить долю продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия на основе европейских подходов. При этом особое внимание стоит уделить усилению борьбы с производителями и поставщиками контрафактной продукции и повышению ответственности за выдачу поддельных сертификатов.
«Необходимо шире использовать возможности экспертного сообщества железнодорожной промышленности России и Франции при подготовке проектов технических регламентов, формировании единой базы межгосударственных стандартов и сводов правил, а также упрощению и синхронизации процедур экспорта и импорта продукции между двумя государствами», - отметил Президент Французской Ассоциации железнодорожной промышленности FIF Луи Негр.
По итогам конференции участники определили основные задачи в области сотрудничества ОПЖТ и FIF. Среди них, в частности, организация эффективного сотрудничества промышленных предприятий в сфере железнодорожного транспорта и машиностроения, содействие производственной кооперации малых и средних предприятий железнодорожных отраслей Франции и России. Кроме того, это организация взаимодействия предприятий железнодорожного машиностроения, прежде всего, предприятий малого и среднего бизнеса, Франции и России с целью взаимного трансфера и локализации наилучших доступных технологий обеих стран.
Также ОПЖТ И FIF договорились об участии экспертов технических комитетов по стандартизации России и Франции в разработке и экспертизе проектов технических стандартов, норм и правил.
Чтобы снизить технические барьеры в области обеспечения безопасности и качества продукции, Ассоциации намерены анализировать применяемые в Европейском Союзе и Таможенном Союзе практики обязательного подтверждения соответствия продукции и разрабатывать меры, направленные на усиление борьбы с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции на железнодорожном транспорте.
Кроме того, НП «ОПЖТ» и FIF намерены работать над гармонизацией законодательства в области стандартизации в соответствии с международными документами, а также гармонизацией правил, норм и стандартов систем аккредитации в области оценки соответствия стран Таможенного Союза и Европейского Союза. Эксперты и технические комитеты обеих сторон будут участвовать в работе международных организаций по стандартизации, в том числе ИСО (ISO), Международной электротехнической комиссии МЭК, европейских организаций СЕН и СЕЛЕК.
НП «ОПЖТ» и FIF также договорились сотрудничать в области разработки межгосударственных стандартов в таких приоритетных направлениях, как создание интеллектуальных транспортных систем, новых материалов, альтернативных источников энергии, а также в области разработок открытой архитектуры программного обеспечения.
В области стандартизации и технического регулирования железнодорожного транспорта будет создан институт экспертов. Кроме того, с целью применения наилучших методов и методик проведения испытаний применяемой на железнодорожном транспорте продукции будет активизирован обмен знаниями между научно-исследовательскими и испытательными центрами и лабораториями Франции и России.
Работа совместной международной конференции будет продолжена.
Выкса Нижегородской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.