По словам руководителя группы подбора персонала направления «Логистика. Таможня. ВЭД» кадрового центра «ЮНИТИ» Ольги Симоновой, преимуществом в настоящее время пользуются опытные профессионалы и специалисты-универсалы. «Так, если раньше каждым направлением (автомобильные, железнодорожные, авиаперевозки) занимался один человек, то сегодня в целях оптимизации штатной структуры одному специалисту поручают работать над несколькими. Также руководство может возложить на него функционал по ведению каких-либо складских операций», – рассказывает эксперт.
Под сокращение, соответственно, попадают узкопрофильные сотрудники, имеющие небольшой стаж работы. А также технический и вспомогательный персонал (ассистенты и помощники), который отвечал за контроль прохождения информации и за подготовку документов. Сейчас эти функции приходится выполнять непосредственно самим менеджерам по закупкам, таможенному оформлению и т.д.
Как и до кризиса, востребованными остаются директора по логистике и руководители отдела. Некоторые компании в сложившейся экономической ситуации стремятся заменить имеющийся управленческий состав. При этом подбирают более сильных специалистов, находящихся в поиске работы и потому согласных трудиться за меньшее вознаграждение, чем то, которое они имели на предыдущем месте.
При этом изменение бизнес-процессов влечет за собой соответствующие преобразования в штатном расписании. «В частности, одна из компаний из-за сокращения объемов производства вместо дорогостоящего директора по логистике решила нанять руководителя транспортного отдела», – рассказывает Ольга Симонова.
В целом доход для менеджеров, по данным рекрутеров, по сравнению с прошлым годом снизился на 15-20% за счет сокращения заработной платы, бонусов и составляющих соцпакета. Согласно данным майского исследования кадрового центра «ЮНИТИ», компании предлагают директору по логистике около 100 000 рублей, специалисту по таможенному оформлению – 26 000-40 000 рублей. Менеджер по ВЭД мог претендовать на 35 000-47 000 рублей.
По словам Ольги Симоновой, востребованность кандидатов с октября 2008 г. по март 2009 г. сократилась в два-три раза. Тем не менее, с апреля 2009 г. наблюдается увеличение спроса. «Лето – сезон логистики. Несмотря на прогнозы второй волны сокращений, мы ожидаем еще большего увеличения спроса на специалистов отрасли», – говорит эксперт кадрового центра «ЮНИТИ».