11 сентября 2013 года на испытательном полигоне ОАО «ВНИИЖТ» в Щербинке в рамках проведения 6-ой Международной конференции «Железнодорожное машиностроение: перспективы, технологии, приоритеты» (ЭКСПО 1520) прошла специальная сессия «Рельсовая продукция - важный фактор эффективности и безопасности перевозок».
Это первая сессия, посвященная рельсовой тематике на мероприятии такого уровня. Она состоялась по инициативе президента НП «ОПЖТ», старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича.
В мероприятии приняли участие представители инфрастуктурных подразделений ОАО «РЖД», другие крупные потребители рельсовой продукции, включая стрелочные заводы, представители ведущих производителей рельсов в России и за рубежом, а также представители научных, исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных, сертификационных, эксплуатирующих организаций. Всего в сессии приняло участие 60 человек.
Модератором рельсовой сессии выступил вице-президент НП «ОПЖТ», директор по техническому регулированию ООО «ЕвразХолдинг» Сергей Палкин. Он отметил высокую актуальность проблемы достижения повышенных эксплуатационных свойств рельсов для обеспечения безопасности и эффективности железнодорожных перевозок и содействия динамичному развитию национальной экономики.
В свою очередь, главный инженер управления пути Дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» особо подчеркнул, что проблема эффективности требует инновационных решений улучшения эксплуатационных свойств рельсов для увеличения межремонтных циклов с сегодняшних 0,7-1,1 млрд. тонн брутто пропущенного груза до 1,5 млрд. тонн брутто к 2015 году и 2,0 млрд. тонн брутто к 2020 году. В этих целях крупнейшим производителем рельсов ЕВРАЗ ГРУПП проведена масштабная модернизация производства и реконструкция рельсобалочных цехов на металлургических комбинатах (ЕВРАЗ НТМК и ЕВРАЗ ЗСМК).
По словам операционного директора ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» Алексея Головатенко, рельсовая площадка в Новокузнецке располагает техническими возможностями для применения самых передовых технологий изготовления рельсов с высокими показателями ресурса, износостойкости и контактной выносливости. Первая партия новых 100 метровых рельсов дифференцированного термоупрочнения уже проходит полигонные сертификационные испытания, и компания готова к массовым поставкам рельсов с высоким ресурсом до одного миллиона тонн, начиная с 2014 года.
Большой интерес вызвали сообщения зарубежных партнеров, представителей Ниппон Стилл, старшего менеджера Кицуя Ивано и главного технолога компании Фестальпине Норберта Франка о путях и реальных перспективных разработках для достижения высоких показателей износостойкости и контактной выносливости рельсов. Свое стремление стать полноправными игроками на российском рынке они выражают проведением сертификационных испытаний на экспериментальном полигоне в Щербинке, где показывают высокие результаты.
Доклад начальника бюро производства рельсов ОАО «ЕВРАЗ НТМК» Романа Литвинова показал, что и в России отраслевая наука добивается определенных результатов в поиске перспективных технологий. Большой интерес вызвали опытные результаты термоупрочнения рельсов воздухом с изменяемым уровнем влажности, которые дают основания говорить о возможной универсальности такого метода для получения рельсов с разными свойствами под конкретные потребности эксплуатации.
На технологические аспекты высокого качества обратил внимание участников рельсовой сессии заместитель начальника Центра технического аудита Максим Штайгер. Он считает, что наряду с внедрением новых технологий крайне важно и необходимо повысить уровень стабильности технологических результатов, разброс которых в допустимых пределах у отечественных производителей выше, чем у зарубежных.
В свою очередь, директор НИИ «Прогрессивные технологии» Тольяттинского Государственного университета Дмитрий Мерсон отметил важность проведения более глубоких исследований новых свойств рельсов и создания более совершенных методик испытаний рельсовой продукции.
Доклад о подготовке производства ЧМК к изготовлению рельсов по передовой технологии термоупрочнения в полимере начальника технического управления ОАО «Челябинский металлургический завод» обозначил начало созидательной конкуренции на российском внутреннем рынке рельсовой продукции.
В тоже время производители отметили, что улучшение эксплуатационных свойств рельсов при нерацональных подходах может отрицательно сказаться на уровне потребления продукции. Это противоречие уже проявляется на мировом рынке, анализ которого привел директор по развитию бизнеса ООО «ЕвразХолдинга» Евгений Алексеенко. По несколько другим причинам может произойти снижения потребления рельсов и на внутреннем российском рынке. Так, при ожидаемых совокупных отечественных производственных рельсовых мощностей в 2014 году около 2,0 млн. тонн предварительный заказ главного потребителя рельсов ОАО «РЖД» составляет примерно 800 тысяч тонн. Участники отметили, что отсутствие индексации тарифов на железнодорожные перевозки в планируемом году потребует сокращения инвестиционной программы ОАО «РЖД» по обновлению и модернизации отечественной железнодорожной транспортной системы, а это, в свою очередь, негативно скажется на мотивации рельсовых производителей к освоению инновационных продуктов для повышения эффективности национальной экономики.
Участники сессии отметили, что государственное участие в развитии железнодорожной инфраструктуры позволит не только преодолеть философское противоречие между количеством и качеством, но и «расшить» уже имеющиеся транспортные ограничения устойчивого развития национальной экономики.
Главным итогом состоявшейся дискуссии стала высокая заинтересованность производителей в поиске менее затратных новых технологий при одновременном улучшении эксплуатационных свойств рельсов. Участники отметили приобретение по результатам технической модернизации отечественными изготовителями возможностей применения самых передовых технологий и их готовность удовлетворить самые амбициозные требования ОАО «РЖД» к эксплуатационным свойствам рельсов для увеличения межремонтных периодов и сокращения расходов на содержание инфраструктуры.
Делегаты выразили уверенность в позитивных шагах государственных органов по использованию созданных производственных мощностей отечественными заказами, в предоставлении более широких возможностей по выходу на международные рельсовые рынки. Кроме того, участники с глубоким удовлетворением отметили проявленное внимание со стороны ОАО «РЖД» к проблемам рельсостроения.
Проведение аналогичных рельсовых сессий на мероприятиях такого международного уровня в дальнейшем признано весьма важным и актуальным.
Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.